В переводе со староанглийского языка «орк» означает «гоблин». Толкин признавался, что позаимствовал этот образ из увлекательной эпической поэмы «Беовульф», которая написана на древнеанглийском языке. Действие ее происходит в Скандинавии. В древнеримской мифологии также можно встретить упоминание об орках — демонов подземелий.
У орков Средиземья был очень злобный характер. Эти фантастические существа — выходцы из замученных Сауроном эльфов и агрессивных животных, подчинялись Темному властелину. Они имели серо-черную кожу, их рост соответствовал росту обычного мужчины. Моргот, создавая орков, допустил одну роковую ошибку — он делал это в темноте. Тролли по этой причине на свету каменеют.
Орки же при свете дня хоть и не превращаются в каменистые безжизненные сооружения, но солнце забирает у них много сил, поэтому при солнечных лучах они становятся слабыми. Позже этот недостаток был скорректирован Саурманом, создавшим неустрашимый и воинственный народ орков — урук-хай.
Роман-эпопея Джона Толкина («Властелин колец») занял место самого известного произведения в фантастическом жанре. Злобные орки после кинопремьеры стали любимыми персонажами зрителей и любителей компьютерных технологий. Этих волшебных существ с удовольствием используют и до сих пор для создания подростковых игр, в процессе написания книг и романов жанра фэнтези.
Современные фантасты внесли определенные изменения в облик орков из произведения «Властелин колец». Теперь они имеют высокий рост, оливковый оттенок кожи и наделены огромной силой. Плоские носы напоминают приматов, а огромные клыки — кровожадных хищников. Фантасты делают акцент на варварских чертах характера, вносят в их образ детали и атрибутику древних кочевых племен, сочетающих в себе отдельные элементы культуры индейцев, викингов, монголов и даже японских самураев.
Победить среднестатистического орка может только очень сильный человек, хорошо владеющий искусством ведения боя. Такому воину должен быть неведом страх, но злобные существа, которых по традиции противопоставляли эльфам, одним своим внешним видом парализуют волю людей. Орки, как правило, не отличаются особенными навыками ведения боя. Их всегда представляют кровожадными, сильными, не отличающимися выдающимися умственными способностями. Сила орков в их звериной ярости, бесстрашии, численном преимуществе перед соперником. В некоторых художественных произведениях эти существа представлены антагонистами людей.
В последнее время можно наблюдать изменение в образе орков. Фантасты и создатели компьютерных игр всё чаще стали представлять этих существ в положительном свете, пытаясь стереть навязанные предыдущими художниками стереотипы кровожадных и бесстрашных монстров. В ролевой игре World of Warcraft орки представлены в качестве одной из рас. В творениях современных писателей орки также перестают быть злодеями, которых все боятся. В их облике и характере всё чаще просматриваются положительные черты.
Гоблины
Гоблины — сказочные существа, человекоподобные создания, не переносящие солнечного света. Из-за этой своей особенности они вынуждены жить в пещерах и подземельях, где нет места свету и теплу. Гоблин по большому счету является аналогом славянского понятия «бес». Он живет неподалеку от человека, считается низшим существом, несравнимым по духовной и телесной чистоте с людьми.
Слово «goblin» (англ.) идет от измененного немецкого слова «kobold» (согласно русской мифологии — рудокоп-стуканец, дух шахты). Эти волшебные создания были одним существом. Английский хобгоблин — аналог русского домового. Но среди многих народностей гоблин считается отрицательным персонажем, который обладает невероятной силой, бесстрашием и магнетизмом.
Современный мир вспомнил о гоблинах благодаря книге «Хоббит», которую написал Джон Толкин. В этом произведении они представлены непривлекательными и злыми существами: низкорослые, угрюмые и злобные — они живут под землей и навевают ужас на обычных людей. Джон Толкин позже в своей книге переименовал их в орков. Современная фантастика представляет гоблинов агрессивными, коренастыми существами — родственниками орков. Традиционно в фэнтези гоблин имеет некрасивый нос, размер которого часто превышает допустимые значения, кожу цвета светлых оливков. Многие писатели видят гоблинов существами вполне разумными, которые интересуются сложными технологиями. Эти персонажи встречаются в распространенных компьютерных играх (Warcraft, Warhammer и др.)
Кобольды
Согласно североевропейской мифологии, кобольд — горное существо, дух шахты. Внешне это создание похоже на гнома. Многие считают их домовыми (в переводе с англосаксонского cofgodas — домашнее божество), которые все время шумят, стучат и не любят пренебрежительное отношение. В ответ на невнимание и на неуважение кобольды способны нарушить порядок в вашем доме. Их называют также стуканцами, которые любят пробегать по тоннелям и стучать.
Внешне кобольд может быть схож с работником шахты: неопрятная одежда, рыжая борода, которая иногда светится в ночи, серая от угля кожа. Образ существа отталкивающий, иногда даже злобный и неприятный. Считается, что кобольды помогают шахтерам найти дорогу домой, если те заблудились в шахте, пошли не по тому пути. Когда им не по нраву определенный человек, то проказники способны сбить с пути даже самого опытного рабочего. Под землей кобольды могут поддерживать общение с крысами и даже помогать некоторым из ним попадать наверх.
В мифологии Германии кобольды — это эльфы. Их часто сопоставляют русским домовым, хотя во многих народах кобольд считается все же горным духом. В древности моряки считали, что на кораблях живут морские кобольды — клабаутерманы.
Связь с кобальтом
Кобольт получают преимущественно из никеля. Когда обжигают кобальтовые минералы, в составе которых находится мышьяк, образуется оксид мышьяка. Руду с кобальтом горняки называют кобольдом — в честь духа шахт, который может проказничать или помогать работникам под землей. Многие несчастные случаи, возникающие в горном деле, принято списывать именно на кобольда. В Греции это понятие применялось к людям, которые имели переменчивый характер и отличались особенной лживостью.